Безумно смешная английская комедия: про члена
правительства, его секретаршу, их ревнивых супругов, труп, который был
найден в гостиничном номере, но потом оказался не трупом, а также про то,
что все может закончиться хорошо даже в ситуации, когда для этого нет уже,
казалось бы, никаких оснований.
Режиссер — Владимир Машков
Действующие лица и исполнители:
Ричард Уилли, помощник премьер-министра - Авангард
Леонтьев
Джордж Пигден, секретарь помощника премьер-министра - Евгений Миронов
(Театр Табакова)
Памела, жена помощника премьер-министра - Александра Скачкова
Джейн Уорзингтон, секретарша - Ксения Лаврова-Глинка (театр Et Cetera)
Ронни, муж секретарши - Игорь Золотовицкий
Глэдис, дама - Марианна Шульц (Театр Табакова)
Тело мужское, средних лет - Леонид Тимцуник (Сатирикон)
Управляющий - Сергей Беляев (Театр Табакова)
Официант - Сергей Угрюмов (Театр Табакова)
Горничная - Юлия Шарикова, Варвара Шулятьева (Ленком, Школа-студия
МХАТ)
В прошлый раз известный артист Владимир Машков стяжал
успех в качестве театрального режиссера, поставив в «Табакерке»
спектакль-притчу из жизни клоунов «Смертельный номер». На этот раз он «снял»
театральную кассу, обратившись к пьесе популярного английского драматурга
Рэя Куни Out of order (в русском сценическом прокате и переводе Михаила
Мишина «№ 13»). В театральном смысле этот его номер оказался куда
смертельнее предыдущего. По одной единственной причине. Грамотно сделанный
коммерческий спектакль идет уже не в Театре-студии Табакова, а на сцене
МХАТа, все еще воспринимаемого отдельными прекраснодушными гражданами как
цитадель театральной духовности. Причем если в «Смертельном номере» еще были
какие-то потуги на экзистенциальную философию, во мхатовском творении
секс-символа нашей эпохи жанровая чистота выдержана безупречно.
Пьеса Рэя Куни — типичная и очень смешная комедия
положений: про члена правительства, его секретаршу, их ревнивых супругов,
труп, который был найден в гостиничном номере, но потом оказался не трупом,
а также про то, что все может закончиться хорошо даже в ситуации, когда для
этого нет уже, казалось бы, никаких оснований. Постановка Машкова — типичный
антрепризный продукт, в котором по давней антрепризной традиции очень громко
кричат, полагая, что так будет смешнее. Рецензировать этот спектакль как
таковой столь же нелепо, как писать аналитическую статью о «Рабыне Изауре».
К чести создателей «Номера» можно сказать лишь, что продукт их (особенно на
фоне других антрепризных блюд) получился довольно качественным и совершенно
соответствующим надписи на упаковке. Машков и занятые в спектакле звезды
отдают себе отчет в том, что избранная ими форма сценического существования
именуется в театральных кругах «три притопа, два прихлопа», и ни на что
другое не претендуют. При этом и Сергей Беляев, и Авангард Леонтьев, и
Марьяна Шульц, и в особенности Евгений Миронов (в общем, почти все — за
исключением совсем уж невыразительной Янины Колесниченко в роли секретарши)
прекрасно чувствуют жанр и отлично держат темп (а надо сказать, что сюжет в
пьесе Куни развивается еще стремительнее и невероятнее, чем в «Соломенной
шляпке» Лабиша). Особенным успехом у публики пользуется танец Миронова и
Леонтьева с псевдотрупом.
Вопрос, таким образом, заключается не в том, можно ли
означенный продукт продавать, а в том, можно ли продавать его со сцены, над
которой по-прежнему реет чайка. Ведь если бы Машков хотя бы притворился, что
про духовное ставит, так нет же — надругался над святыней с особым цинизмом.
Возразить на это можно лишь то, что МХАТа как оплота русского
психологического театра давно уже нет и без Машкова. Во всяком случае не он
является его могильщиком. Есть называемое МХАТом большое здание в центре
Москвы, в котором неплохо хотя бы иногда видеть аншлаги. Конечно,
предпочтительнее, чтобы аншлаги эти делал не Машков со товарищи, а, скажем,
Лев Додин или Петр Фоменко. Но им «чужих апогеев» не нужно — хлопот не
оберешься. Так что любителям здания в Камергерском выбирать приходится между
прихлопами и притопами и составляющими основу репертуара скучными
постановками хрестоматийных произведений, на которые силой загоняют
старшеклассников. Стоит ли говорить, что к системе Станиславского они имеют
такое же отношение, как школьное сочинение, написанное «с позиций
Белинского», к статьям Белинского.
Рассуждения о МХАТе как об оплоте чего бы то ни было
вообще представляются сомнительными. Ведь в отличие от Комеди Франсез или
Малого театра Художественный был запрограммирован его создателями на
постоянное обновление и по определению не мог и не должен был стать оплотом.
Движимый идеей обновления, Станиславский за два года до смерти с почти
маниакальным упорством осваивал свое недавнее изобретение — «метод
физических действий». Вызванные этой идеей к жизни от МХТ то и дело
отпочковывались студии. Если новых театральных концепций или людей,
способных продуцировать их в стенах МХАТа, сейчас нет, это очень печально.
Но сражаться с этим так же бессмысленно, как со сменой времен года.
Впрочем, можно взглянуть на ситуацию и иначе. То есть
увидеть в полуподвальном детище Олега Табакова новую студию возглавляемого
им теперь МХАТа (тем паче, что в «Номере» заняты по преимуществу артисты
«Табакерки»), а в машковском спектакле совсем не новую, но чрезвычайно
актуальную для эпохи кока-колы идею. Создатели Художественного жизнь
положили на то, чтобы превратить театр из зрелища в искусство. Машков и
подведомственные ему артисты решили, что бог с ним, с искусством, пусть
будет хотя бы зрелищем. В финале прославленную сцену закрывает занавес в
шотландскую клеточку, точно такую, какая украшает гостиничный номер, где
разворачиваются невероятные события комедии. Есть на занавесе и чайка. Она
тоже в клеточку. Вряд ли Машков и художник Александр Боровский собирались
сделать таким образом какое-то программное заявление. Скорее, просто
пошутили. Но шутка их будет неизбежно воспринята как декларация и даст
основание ревнителям традиций скорбеть о театральном граде Китеже так, как
будто он только что ушел под воду. В этом смысле номер у Владимира Машкова,
безусловно, удался.
Спектакль «№13» будет представлен в МХТ им. Чехова.
Заказ билетов