Действие пьесы Островского в МХТ перенесено на 100 лет
вперед. То есть не в «сегодня», как в остермайеровской «Норе», совсем
недавно показанной в Москве, а в начало 1970-х, где разворачивалось,
например, действие другой постановки Остермайера — «Родня», очень близкой к
новому «Лесу» по степени сарказма. В том же времени, кстати, увяз и рижский
«Ревизор» Алвиса Херманиса, разыгранный в интерьере советской столовой, из
которой, кажется, пришли в «Лес» две тучные кухарки.
Почему 1970-е, объяснять почти излишне — для всех трех
режиссеров (Остермайера, Херманиса, Серебренникова) это время детства. Но
если в спектакле Алвиса Херманиса запах прогорклого масла и жареной картошки
вызывал сквозь смех острый приступ жалости и ностальгии, то умиляться «Лесу»
можно разве что сдуру. Тут даже фраза «А не удавиться ли мне?» вспыхивает не
в рассказе Аркашки Счастливцева, а прямо над сценой — корявыми светящимися
буквами. Зажегшись раз, она горит потом почти весь второй акт, как гирлянда
на елке. И хорошее настроение не покинет больше вас.
Поначалу, впрочем, все выглядит карикатурно, но еще не
памфлетно. Интерьер усадьбы помещицы Гурмыжской (Наталья Тенякова)
стилизован под советский пансионат. Радиола на авансцене — такая же точная
примета эпохи, как собственно лес на фотообоях и песня про Беловежскую пущу.
В спектакле ее старательно поет детский хор, приведенный купцом
Восьмибратовым (Александр Мохов), сватающим своего сына Петра за бедную
родственницу Гурмыжской Аксюшу. Которая уже имеет представление и о том, как
модно одеваться, и о том, как себя вести: прикидываться дурой (то топиться,
то идти в актрисы) и быть себе на уме. В этом «Лесе» молодые быстро понимают
что к чему.
Юный приживал Буланов (Юрий Чурсин), которого в финале
женит на себе Гурмыжская, подлее, умнее и потому удачливей всех, но Аксюша
(Анастасия Скорик) и Петр (Олег Мазуров), гнусавящий под гитару песню
Высоцкого, отличаются от него не принципиально. Хорошо бы этот «Лес» был
заповедником, но Серебренников не юлит и огорошивает публику грубым
памфлетным финалом: заступая в должность мужа, чудесно преобразившийся
Алексис Буланов читает инаугурационную речь в узнаваемой президентской
манере. Сам по себе трюк в духе Максима Галкина вполне безобиден, и в зале
охотно смеются: телеэстрада и впрямь отучает соотносить шутку с контекстом.
Между тем Серебренников сделал первый за много лет российский спектакль, в
котором последовательно и внятно озвучен обличительный пафос. Не по
конкретному, разумеется, адресу —этот «Лес» вообще про то, откуда что
выросло.
«Лес» Серебренникова — трясина подавленных сексуальных
желаний. Тоска вязкой, засасывающей, женской эпохи по властной руке. Соседи
превращены для наглядности в старушек-соседок, завистливо обсуждающих
молодого хозяйского приживала. Наталья Тенякова бесстрашно играет похоть
дряхлеющей Гурмыжской, и даже служанка Улита (Евгения Добровольская) в этом
смысле ничуть не уступает хозяйке. В этой питательной среде
закомплексованные юнцы логично расцветают, переходя от заискиваний к
хамству.
Здесь некого спасать, и спасение никому не нужно. Но
должен ведь кто-то хоть попытаться? Счастливцев и Несчастливцев, два нищих
комедианта, олицетворение актерской вольницы, на любой взгляд, забрели в
этот «Лес» совсем из другой эпохи и другого театра. Превосходно отыграв
встречу в привокзальном буфете за дюжиной кружек пива, огромный Дмитрий
Назаров и юркий Авангард Леонтьев начинают гнуть традиционную линию,
представляя своих персонажей ровно так, как принято в среднестатистических
постановках пьесы Островского. Все встает на свои места, только когда
Назаров-Несчастливцев открывает потертый чемодан, достает оттуда бутафорские
белые крылья и дарит их Аксюше.
Постановка —Кирилл Серебренников
Сценография — Николай Симонов
Костюмы — Кирилл Серебренников, Евгения Панфилова
-
Аксюша - Анастасия Скорик
-
Буланов Алексей Сергеевич - Юрий Чурсин
-
Улита, ключница - Евгения Добровольская
-
Гурмыжская Раиса Павловна, вдова - Наталья Тенякова
-
Милонова Евгения Аполлоновна - Кира Головко
-
Бодаева Уара Кирилловна - Раиса Максимова, Галина
Киндинова
-
Восьмибратов - Александр Мохов, Олег Тополянский
-
Петр, его сын - Олег Мазуров
-
Геннадий Несчастливцев - Дмитрий Назаров
-
Аркадий Счастливцев - Авангард Леонтьев
Продолжительность - 3 часа 30 минут с 1 антрактом
Спектакль «Лес» будет представлен в МХТ им Чехова.
Заказ билетов